Чемпион России по резьбе бензопилой предложил создать парк с «брендами» Воронежа в миниатюре

Чемпион России по резьбе бензопилой предложил создать парк с «брендами» Воронежа в миниатюре

Инфоповод появился 21 января после планерки в воронежской администрации: стало известно, что город могут украсить деревянные скульптуры талантливого местного мастера Александра Ивченко. Мэр предложил известному – не только в Воронеже, но и далеко за его пределами – резчику бензопилой по дереву поучаствовать в благоустройстве столицы Черноземья.

Мы пообщались со скульптором-резчиком и поняли, что эта беседа достойна большего, чем три абзаца в новостной ленте.

«Аварийным деревьям – вторая жизнь»

Александр Ивченко родился и вырос в Иркутской области, в Воронеже живет последние 15 лет. Вообще-то по образованию он филолог, долгое время занимался журналистикой, работал пресс-секретарем воронежской гордумы. Резьба по дереву была хобби с самого детства, ну а последние несколько лет стала основным занятием, которое Александр довольно успешно монетизирует. Позицию «по ту сторону микрофона» выбрал осознанно: «Просто молча стараюсь делать мир умнее, красивее и лучше. Пилю».

На предложение чиновников Ивченко согласился с радостью, хотя и не без волнения – любому творцу хочется, чтобы регламент и прочая проектно-сметная документация не приземляли полет мыслей и образов. Там же, на совещании, сразу озвучил несколько предложений. По одной из многочисленных задумок автора, в Воронеже можно сделать некий «парк миниатюр», собрав в одном месте самые знаковые городские достопримечательности – «чтобы турист мог обойти их за пять минут». В дереве будут выполнены Белый Бим, Котенок с улицы Лизюкова, орловский рысак, корабль, а еще исторические личности – Петр Первый, Иван Бунин, Андрей Платонов.

Идея, собственно, не нова, «укротитель бензопилы» (как его называют журналисты) озвучивал ее еще лет пять назад бывшему губернатору Воронежской области Алексею Гордееву. Однако дальше заинтересованности тогда дело не пошло.

Теперь вот темой загорелись городские власти. В мэрии обратили внимание на работы мастера после того, как он оформил деревянными скульптурами парк санатория имени Дзержинского – изваял из остатков аварийных деревьев летающего мамонта и героев советских мультиков.

Чемпион России по резьбе бензопилой предложил создать парк с «брендами» Воронежа в миниатюре

– У мамонта относительно хрупкий хобот. Если на него встанет 120-килограммовая отдыхающая ради селфи, он может отделиться от общей композиции. Предложенное решение: перед хоботом разбить клумбу, а на спину – крылья. Мамонт летел, увидел цветочки и спустился понюхать. Таким образом, обе проблемы решены. Клумба не дает влезть на хобот. Крылья диктуют способность летать и объясняют сиюминутное его появление в любой точке парка.

Проект «Аварийным деревьям – вторая жизнь» – замысел, что называется, от души. Обидно, делится Александр, когда стволы больших деревьев – упавших или спиленных – увозятся на свалку и пропадают в никуда.

– Деревья живые, они имеют свою историю. Допустим, я однажды из ствола воронежского дерева достал подкову ломовой лошади, которой явно больше ста лет. Очень много доставал «войны», в том числе хвостовик от миномета. Деревья хранят в себе историю города – так почему бы не дать им шанс вернуться на городские улицы хотя бы в виде скульптур? И здоровые, и даже те, которые отжили свой век – зачем так приговаривать?

У мастера, по его словам, нет какого-то «вектора благоустройства города», но есть конкретные пожелания и технические выкладки. К примеру, удалить аварийное дерево с городской улицы может стоить от 25 до 60 тысяч рублей. Превратить дерево в скульптуру – примерно столько же. Почему бы не дать ему новую жизнь?

Поэтому, признается он, предложение мэрии приятно удивило, сам этого никак не ожидал – не думал, что известность о его ремесле дошла до власть имущих. Очень порадовался такому доверию и возможности принесли пользу городу. Где разместится будущий воронежский «парк миниатюр», созданный из вот таких аварийных деревьев, пока неясно. Это должны решить руководители районных управ, которым глава Воронежа представил талантливого скульптора. Вадим Кстенин поручил подчиненным творчески и «с умом» осмыслить, как «экологично, красиво, качественно и интересно» вписать работы в городские пространства.

Широко известный в разных кругах

Впрочем, известностью на уровне администрации города, пусть и миллионника, Александра едва ли удивишь – на фоне известности в обширных кругах единомышленников, профессионалов, любителей и ценителей.

Он – победитель различных фестивалей ленд-арта, работает на открытых пространствах по всей России, от Карелии и Ямала до Ялты (последняя пока в планах на будущее лето). Делает скульптуры, подчас очень сложные, для парков, для людей и для души.

В творческой копилке Александра Ивченко – множество побед во всероссийских и международных соревнованиях. В их числе – первое место в национальном чемпионате России по парковой скульптуре «Лукоморье», «бронза» конкурса народных ремесел «Праздник топора» в Томске (неофициальное первенства мира, в котором приняли участие 250 команд из 35 стран). В августе 2019-го Александр стал лучшим на международном фестивале «Легенды Севера» в Салехарде, тогда же в апреле выиграл самое престижное мировое соревнование по художественной резьбе – Кубок Сандрингема в Великобритании. Еще годом раньше участвовал в шоу «Лига удивительных людей» на телеканале «Россия 1» – и да, тоже победа, в категории «Филигранная работа»: за виртуоза бензопилы из Воронежа отдали свои голоса почти 60% зрителей, это почти 8 миллионов интернет-пользователей.

– Изначально резьба бензопилой воспринималась как шоу или баловство. В Канаде, США (родоначальники ремесла) это до сих пор так. Работы выполняются со скидкой на инструмент. Типа, кривенько, но ведь это же бензопилой! – рассказывает резчик. – В России шагают дальше. Здесь ремесло перевели в искусство. Если там делают ФИГУРЫ (высококлассные, но без мысли и надстрочника), то у нас делают именно СКУЛЬПТУРЫ.

На вопрос «Что же отличает фигуру от скульптуры?» резчик бензопилы отвечает так:

– То же, что отличает ремесло от искусства. Душевный резонанс, вызванный у зрителя. Либо «Вау! Это круто», либо «что именно зачесалось в душЕ? Почему я потерял (обрел) покой, увидев ЭТО? Ведь потому, что это про меня?»

Самый масштабный скульптурный (не ремесленный) проект прошлого года – уникальный музей деревянной скульптуры «Обитель ангелов» в парке Рускеала, Карелия. Открыт он был в ноябре 2019 года. Рукотворные деревянные небеса, как говорит сам автор. Около 30 композиций для этой работы Ивченко делал с напарником-тезкой, Александром Алфёровым. Они вместе – команда «АэроСани». Оба Сани, и оба Аэро. Вдвоем ребята и чемпионаты выигрывают.

Скульптор-философ и обычный русский мужик

К слову, на некоторые задумки по оформлению воронежских пространств, говорит Александр, его вдохновили Платоновский фестиваль и творчество самого Андрея Платонова. Образы этого писателя можно очень интересно визуализировать, чем скульптор и мечтает заняться.

– Платонова невозможно делать ремесленнику. Это надо прожить. Прострадать. Это ведь надрыв времени, истории страны, надрыв тысяч судеб и тысяч мировоззрений. Взять расхожую фразу: «Без меня народ не полный». Она вырвана из контекста рассказа, но даже в этом виде переполняет любого думающего человека. Если же вспомнить сюжет, в котором она появилась – тут и начинается пространство для скульптора, а не ремесленника. Есть старый железнодорожник, его бездетная жена. Есть бедный сирота-машинист, который по неопытности «загнал» паровоз, как лошадь. Есть бесконечная человеческая доброта и безусловная готовность к самопожертвованию старого железнодорожник, который уходит в ночь выручать молодого. И когда жена говорит: «Куда? И без тебя народу полно!», – он отвечает: «Народу много. А без меня народ неполный...». И в итоге, вместо того чтобы изничтожить неопытного юнца, он ведет его к себе домой, кормит, укладывает спать. И, по сути, обретает сына, которого у него никогда не было.

Пока скульптор-философ рассуждает о том, как можно подать платоновские литературные образы. Окончательный концепт у него не родился, художник, как это водится, всегда находится в поиске. И все же замысел бродит, ища выход в пластичном и теплом материале – дереве.

– Три фигуры. Старый, молодой, женщина. Паровоз... Народ. Как? Вот тут главное, для чего я живу и работаю. Мне надо для себя решить этот ребус. Причем, так, чтобы и зрители смогли мое решение прочесть. Нельзя сделать иллюстрацию. Надо сделать так, чтобы «душа зачесалась». Ну разве может быть не интересен Платонов с точки зрения постановки таких вот ребусов?

Кстати, сам Александр называет себя никаким не художником и не философом. На своем ютуб-канале под видео о деревянном памятнике, посвященном российскому военному летчику Олегу Пешкову, сбитому в Сирии 24 ноября 2015 года, он пишет: «Я обычный русский мужик, который с помощью бензопилы ли, автомата ли, телекамеры ли – сможет доказать всем сомневающимся свое право жить на родной земле так, как хочется мне, а не кому-то еще».

И добавляет мне в разговоре – «Попробуйте посмотреть от начала до конца со звуком и не плакать».

Локальный коммунизм с ликом дракона

Александр Ивченко принимал участие и в воронежском фестивале «Город-сад». А до этого, летом 2018-го, сам стал одним из организаторов фестиваля мастеров бензопилы в Каширском районе Воронежской области.

В самом Воронеже тоже много где можно полюбоваться его творчеством. Например, у роддома больницы «Электроника» стоит фигура матери. У стадиона СДЮСШОР №15 на улице Ростовской – деревянная скульптура вратаря российской сборной по футболу Игоря Акинфеева (по этому поводу воронежского резчика даже позвали на прямой эфир «Пусть говорят» на Первом). Для спортплощадки в Железнодорожном районе Александр тоже вырезал фигуры на спортивную тематику.

Для сквера у ДК железнодорожников (он же «Карлуша» – потому что раньше был «имени Карла Маркса») сделал дракона и Хранителя парка. Все эти персонажи, как и многие другие работы, тоже созданы из аварийных деревьев. И подарены городу абсолютно безвозмездно. Такой вот, по собственному выражению автора, маленький коммунизм.

– Мне многие говорят, что я... странный. А если не говорят, то думают молча. Но пока схема работает. Выпиливаю композиции без денег. На энтузиазме. И ни одну пока не слямзили, не сломали. Только ходят, смотрят, фоткаются и радуются. То есть, на маленьком куске земли с травкой я строю свой краткосрочный коммунизм. Прорезаю себе путь в вечность бензопилой через людскую издерганность и зашоренность. И пока успешно.

Талант для земли воронежской

– Александр Ивченко прославился сам и прославляет Воронеж на всю страну и за ее пределами тем, что создает совершенно удивительные вещи. Другие города активно используют его уникальные навыки, приглашают на мероприятия, фестивали. Считаю, что его талант должен получать больше воплощения и на воронежской земле, – считает мэр Воронежа Вадим Кстенин.

Чемпион России по резьбе бензопилой предложил создать парк с «брендами» Воронежа в миниатюре

На встрече в администрации он поручил префектам задуматься над тем, чтобы не только использовать бюджет, но и подключить к благоустройству города бизнес-сообщество. Вспомнили и о проекте благоустройства по мотивам творчества воронежской анимационной студии Wizart, который стартовал с граффити на улице Никитинской.

– В случае с героями мультфильмов образы достаточно конкретные, порой сложные и дорогостоящие в производстве конкретной архитектурной формы. Здесь не обязательно ограничиваться привычными для деревянной скульптуры образами, например, из сказок, – отметил градоначальник.

Он призвал не спешить и «не упрощать»: предложения нужно сформулировать, провести отбор между управами, посоветоваться с горожанами. Территорию с наиболее гармоничной идеей выберут в качестве пилотного проекта.

Чемпион России по резьбе бензопилой предложил создать парк с «брендами» Воронежа в миниатюре

Автор: Наталья Виноградова
Фото: страница пользователя Александра Ивченко | vk.com

Квартиры в новостройках на любой кошелёк

При использовании материалов ссылка на www.domostroyrf.ru обязательна.

Читайте также

«ПЕНОПЛЭКС» на BIM-форуме: развитие в нужном направлении Репортажи
Компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» приняла участие в третьем ежегодном международном BIM-форуме, посвященном цифровым технологиям в проектировании и строительстве.
Наверх